Теория мармелада

Антикризисная компанияМного лет назад прошел весьма интересный эксперимент: детям пяти-шести предложили мармелад на тарелке. Сладость не нужно было есть тут же, стоило подождать минут пятнадцать, а потом получить не только этот кусочек, но и еще немного мармелада. При этом ребенок оставался в помещении один на время испытания.

Смысл этого интересного эксперимента в том, что ребенку предоставлялся выбор: съесть лакомство сейчас или подождать немного и получить больше.

Понятно, что 15 минут для обычного малыша – очень много. К тому же, он пока не умеет планировать на долгий срок и не понимает, что получит больше. Но эксперимент и его результаты оказались гораздо интереснее, чем обычный выбор мармелада.

В дальнейшем судьба детей, принимавших участие в эксперименте, сложилась по-разному: те, малыши, что съели мармелад сразу же, не добились многого и остались «офисным планктоном». А те, кто смог выдержать пятнадцать минут, стали успешными в разных сферах.

Этот эксперимент доказывает, что если сейчас плохо, то потом обязательно будет хорошо. Стоит лишь смотреть дальше и обращать внимание на перспективу в целом.

Бывает так, что мы потакаем непреодолимому желанию и делаем что-то прямо сейчас, не задумываясь о дальнейших последствиях. К примеру, в магазины поступила новая модель телефона, которую хочется купить сейчас же, не думая о других решениях. Уже через месяц эта модель подешевеет, а у вас в руках и так есть надежный телефон и его не нужно менять.
Похожая история произошла с моим приятелем 10 лет назад. Конечно, она не полностью отражает теорию мармелада, но хорошо вписывается в общий контекст.

История произошла в то время, когда сотовые телефоны на нашем рынке еще были редкостью, и в продаже имелось всего пару моделей трубок. Два друга делали некоммерческий сайт о мобильниках, который состоял всего из десятка страниц с их впечатлениями о мобильных телефонах, отзывами о новинках сотовой связи и небольшой базой IMEI украденных номеров (всего их было 50-100).

Сотовая связь со временем становилась все более популярной, и товарищи задумались о платной версии сайта. Один предложил сброситься по 100 долларов и наконец, купить домен, а также сделать качественный сайт. Второй товарищ ответил, что сотовая связь никогда не будет популярной и платный сайт не нужен. Сейчас это смешно читать, согласитесь.

В общем, друзья разошлись. Что же имеем в результате? Первый товарищ сегодня владеет крупным порталом и стал преуспевающим предпринимателем, а второй до сих пор сбывает принтеры и другую технику на дому.

Спросите себя: “а не слишком ли много мармелада я ем?”